ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

пятница, 22 сентября 2023 г.

9_Русский язык. Виды речевой деятельности: говорение, слушание, чтение, письмо

 Материалы к уроку 

1. Теоретический блок 

1.1. Речь – деятельность говорящего с использованием средств языка для общения.

1.2. Рассмотрите таблицу. В каких формах существует речь? Назовите основные виды речевой деятельности (их четыре). Какие умения они предполагают? 


1.3. Итак, выделяют четыре вида речевой деятельности: слушание, говорение, чтение и письмо. Два первых предполагают использование устной речи, два последних – письменной. Устной речи свойственны спонтанность, эмоциональность, упрощенный синтаксис. Письменнойпродуманность и стилистическое единство

Существует три вида чтения: поисковое, ознакомительное, изучающее. При поисковом чтении текст просматривается с целью найти интересующую информацию, которая часто не является основным содержание текста. При ознакомительном чтении читающий стремится получить общую информацию о содержании текста.  Изучающее чтение предполагает скрупулезное восприятие всех вопросов, поднятых в тексте со стопроцентным усвоением материала.

В письменной речи тексты создаются в большом разнообразии стилей и жанров: разговорный (личное письмо, записка), научный (диссертация, энциклопедическая статья), официально-деловой (заявление, протокол), публицистический (очерк, полемическая статья), художественный стиль (поэма, рассказ). 

2. Практический блок 

2.1. Литературная карикатура на богатство речи создана И. Ильфом и Е. Петровым в романе «Двенадцать стульев». Прочитайте отрывок. Как, на ваш взгляд, может повлиять бедность словаря на эффективность общения?

Словарь Вильяма Шекспира, по подсчету исследователей, составляет 12 000 слов. Словарь негра из людоедского племени «Мумбо-Юмбо» составляет 300 слов.
Эллочка Щукина легко и свободно обходилась тридцатью…
Несчастье посетило Эллочку в тот радостный вечер, когда она примеряла очень миленькую крепдешиновую кофточку. В этом наряде она казалась почти богиней.
– Хо-хо! – воскликнула она, сведя к этому людоедскому крику поразительно сложные чувства, захватившие ее.
Упрощенно чувства эти можно было выразить в следующей фразе: «Увидев меня такой, мужчины взволнуются. Они задрожат. Они пойдут за мной на край света, заикаясь от любви. Но я буду холодна. Разве они стоят меня? Я – самая красивая. Такой элегантной кофточки нет ни у кого на земном шаре».
Но слов было тридцать, и Эллочка выбрала из них наиболее выразительное – «хо-хо». 

Посмотрите фрагмент из к/ф "12 стульев"  (1971). Какая проблема отражена в прочитанном отрывке и в кинофрагменте? Назовите источники пополнения словарного запаса.

2.2. Прочитайте отрывок из рассказа М. Зощенко «Обезьяний язык». Можно ли понять, о чем говорят собеседники? Понимают ли они друг друга? Почему рассказ называется именно так? Используя толковый словарь, установите лексическое значение слов кворум, перманентный, индустрия. 

Мой сосед, не старый еще мужчина, с бородой, наклонился к своему соседу слева и вежливо спросил:
– А что, товарищ, это заседание пленарное будет али как?
– Пленарное, – небрежно ответил сосед.
– Ишь ты, – удивился первый, – то-то я и гляжу, что такое? Как будто оно и пленарное.
– Да уж будьте покойны, - строго ответил второй. – Сегодня сильно пленарное и кворум такой подобрался – только держись.
– Да ну? – спросил сосед. – Неужели и кворум подобрался?
– Ей-богу, – сказал второй.
– И что же он, кворум-то этот?
– Да ничего, – ответил сосед, несколько растерявшись. – Подобрался, и все тут.
– Скажи на милость, - с огорчением покачал головой первый сосед. – С чего бы это он, а?
Второй сосед развел руками и строго посмотрел на собеседника, потом добавил с мягкой улыбкой:
– Вот вы, товарищ, небось не одобряете эти пленарные заседания… А мне как-то они ближе. Все как-то, знаете ли, выходит в них минимально по существу дня… Хотя я, прямо скажу, последнее время отношусь довольно перманентно к этим собраниям. Так, знаете ли, индустрия из пустого в порожнее.
– Не всегда это, – возразил первый. – Если, конечно, посмотреть с точки зрения. Вступить, так сказать, на точку зрения и оттеда, с точки зрения, то – да, индустрия конкретно. 

2.3.  Прочитайте текст: 

В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно и так: 
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обнаженною солнце достать,
И подарить его людям. (С. Островой)

Выполните задания: 

1) Какой вид чтения вы использовали? 
2) Определите стиль и жанр произведения.
3) Сформулируйте тему и идею. 
4) Какие микротемы можно выделить в произведении? Назовите ключевые слова каждой микротемы. 
5) При создании произведения автор использовал особый приём - синтаксическое средство выразительности, основанное на противопоставлении. Назовите это средство. С какой целью использовал его автор?

2.4. Прослушайте текст (из базы ОГЭ, "Хороших книг о школе..."). Определите тему, основную мысль, стиль, тип речи. Выделите микротемы и ключевые слова. Перескажите сжато текст, сохранив главную информацию. 

Комментариев нет:

Отправить комментарий