Материалы к уроку для учащихся
Пьеса "Гроза" сегодня считается одним из лучших произведений А. Островского. А как восприняли пьесу современники драматурга? Что писали о "Грозе" известные критики XIX века?
ЗАДАНИЕ. Ознакомьтесь с отзывами современников А. Островского о пьесе. Подготовьтесь к устному сообщению на тему "Пьеса "Гроза" в критике". Для этого сделайте необходимые выписки из предложенного материала.
1. И. И. Панаев:
"Если мы скажем, что новая драма Островского — «Гроза»... принадлежит к явлениям, выходящим из ряда обыкновенных явлений на нашей сцене — то, конечно, даже и молодые скептики не упрекнут нас в этом случае за увлечение... Новая драма г. Островского, по нашему крайнему убеждению, принадлежит к замечательным явлениям русской литературы — и по мысли, заключающейся в ней, и по выполнению."
(И. И. Панаев, "«Заметки Нового поэта» о «Грозе»", журнал «Современник», 1859 г. №12)
2. П. И. Мельников-Печерский:
"Все прежние произведения г. Островского представляют темное царство безвыходным, неприкосновенным, таким царством, которому, кажется, не будет конца... . В «Грозе» — не то, в «Грозе» слышен протест против самодурства, слышен из уст каждой жертвы ... Но всего сильнее, по нашему мнению, протест Кулигина. Это протест просвещения, уже проникающего в темные массы домостроевского быта"
(П. И. Мельников-Печерский, "Северная пчела", 1860 г., №41)
3. Н. А. Добролюбов:
...характер Катерины, как он исполнен в "Грозе", составляет шаг вперед не только в драматической деятельности Островского, но и во всей нашей литературе. <...>
Решительный, цельный русский характер, действующий в среде Диких и Кабановых, является у Островского в женском типе... Известно, что крайности отражаются крайностями и что самый сильный протест бывает тот, который поднимается, наконец, из груди самых слабых и терпеливых. <...>
Катерина вовсе не принадлежит к буйным характерам, никогда не довольным, любящим разрушать во что бы то ни стало. Напротив, это характер по преимуществу созидающий, любящий, идеальный. Вот почему она старается все осмыслить и облагородить в своем воображении... <...>
...у Катерины, как личности непосредственной, живой, все делается по влечению натуры, без отчетливого сознания, а у людей, развитых теоретически и сильных умом, – главную роль играет логика и анализ. <...>
Сначала, по врожденной доброте и благородству души своей, она будет делать все возможные усилия, чтобы не нарушить мира и прав других, чтобы получить желаемое с возможно большим соблюдением всех требований, какие на нее налагаются людьми... Но если нет, – она ни перед чем не остановится... Такой именно выход представился Катерине, и другого нельзя было ожидать среди той обстановки, в которой она находится. <...>
...Тихон представляет один из множества тех жалких типов, которые обыкновенно называются безвредными, хотя они в общем-то смысле столь же вредны, как и сами самодуры, потому что служат их верными помощниками. <...>
Всмотритесь хорошенько: вы видите, что Катерина воспитана в понятиях, одинаковых с понятиями среды, и которой живет, и не может от них отрешиться, не имея никакого теоретического образования... <...>
К Борису влечет ее не одно то, что он ей нравится, что он и с виду и по речам не похож на остальных, окружающих ее; к нему влечет ее и потребность любви, не нашедшая себе отзыва в муже, и оскорбленное чувство жены и женщины, и смертельная тоска ее однообразной жизни, и желание воли, простора, горячей, беззапретной свободы. <...> Без сомнения, лучше бы было, если б возможно было Катерине избавиться другим образом от своих мучителей или ежели бы окружающие ее мучители могли измениться и примирить ее с собою и с жизнью. <...>
...другое решение - бежать с Борисом от произвола и насилия домашних. <...> И она не пренебрегает этим выходом..., она ... вовсе не прочь от побега... <...> Но тут-то и всплывает перед нами на минуту камень... материальная зависимость. Борис ничего не имеет и вполне зависит от дяди – Дикого... <...> Борис – не герой, он далеко не стоит Катерины, она и полюбила-то его больше на безлюдье. <...>
В Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест, доведенный до конца, провозглашенный и под домашней пыткой, и над бездной, в которую бросилась бедная женщина. Она не хочет мириться, не хочет пользоваться жалким прозябаньем, которое ей дают в обмен на ее живую душу. <...>
Слова Тихона дают ключ к уразумению пьесы для тех, кто бы даже и не понял ее сущности ранее; они заставляют зрителя подумать уже не о любовной интриге, а обо всей этой жизни, где живые завидуют умершим, да еще каким - самоубийцам!.."
(Н. А. Добролюбов, "Луч света в темном царстве", журнал "Современник", 1860 г., №10)
4. Д. И. Писарев:
"Новое произведение г. Островского исполнено жизни, свежести красок и величайшей правды. <...> По содержанию своему драма относится к купеческому быту глухого городка, но и в этом быту, задавленном бессмысленною обрядностью, мелкою спесью, пробивается порою искра человеческого чувства. <...>
Сущность драмы г. Островского, очевидно, состоит в борьбе свободы нравственного чувства с самовластием семейного быта. С одной стороны, рабское повиновение старшему в доме по древнему обычаю, застывшему неподвижно, без исключений, в неумолимой своей строгости; с другой - семейный деспотизм по тому же закону - выражаются в Кабановых: Тихоне и его матери. Загнанный, запуганный, забитый, вечно руководимый чужим умом, чужою волею, вечный раб семьи, Тихон не мог ни развить своего ума, ни дать простора своей свободной воле. <...>
...юное, невинное существо [Катерина] попадает в когти строптивой, холодной, строгой, докучливой свекрови, должно напрасно любить мужа, в котором видит одно лишь жалкое ничтожество, должно испытывать всю горечь замужней жизни. Переход к суровой положительности и прозе нового семейного быта и новых обязанностей, при такой несчастной обстановке, какова была в доме Кабановой, не мог совершиться без внутреннего, хотя бы невольного, противодействия со стороны Катерины <...>
Борьба неизбежна - борьба не только с окружающим порядком, олицетворенным в свекрови, но и с самой собою, потому что Катерина замужняя, очень хорошо понимает неуместность своей любви к Борису. <...>
Катерина должна бороться и с самой собою, и с семьею, олицетворяемой в свекрови... <...>
"Гроза" - картина с натуры, бойко написанная свежими, густыми, самоцветными красками. Оттого она дышит величайшею правдой."
(Д. И. Писарев, "«Гроза». Драма А. Н. Островского", газета "Оберточный листок", 1860 г., 11 и 18 мая)
Сравнение взглядов на образ Катерины А. Григорьева, Н. Добролюбова и Д. Писарева
Критические статьи указанных авторов написаны по поводу одного и того же произведения, но насколько по-разному они ее оценивают! В чем причина этого? Определяющую роль играют такие факторы, как время написания статей, политические убеждения оппонентов, взгляд на искусство и, несомненно, личность самих критиков, которая проявляется в полемически отточенном слове.
А. Григорьев поэт, поэтому он попытался увидеть в «Грозе» прежде всего произведение искусства. В своей статье он указал, что достоинством Островского является способность достоверно и поэтично изобразить национальную русскую жизнь: «Имя этого писателя - не сатирик, а народный поэт». Критику интересны были не глухие заборы г. Калинова, а живописный обрыв над Волгой. Григорьев замечал в «Грозе» лишь красоту русской природы и прелесть провинциального быта, словно забывая о трагизме изображенных в пьесе событий. Писатель считал ошибкой мнение некоторых «теоретиков» «подводить мгновенные итоги под всякую полосу жизни». Такие «теоретики», считал он, мало уважают жизнь и ее безграничные тайны.
Н. Добролюбов придерживается материалистических взглядов: «Я - отчаянный социалист». В историю русской литературы Добролюбов вошел как продолжатель идей Белинского. Он разрабатывает принципы «реальной критики»: к произведению надо относиться как к явлениям действительности, выявляя его гуманистический потенциал. Достоинство литературного произведения ставится в прямую связь с его народностью.
Д. Писарев уже в студенческие годы производил впечатление человека, в котором зреет "ядовитое зерно скептицизма". Статьи Писарева быстро привлекли внимание читателей остротой мысли, бесстрашием авторской позиции, принесли ему славу дерзкого и пылкого полемиста, не признающего ничьих авторитетов. Писарев возлагает надежды на полезную научно-практическую деятельность, на пробуждение интереса к точным, естественнонаучным знаниям. С предельно прагматических позиций он подходит к анализу художественных произведений. Писарев настаивает на том, что всеми силами надо увеличивать число мыслящих людей.
Анализ критических статей Н. Добролюбова и Д. Писарева позволяет понять, что первый видит в Катерине сильную личность, а второй - слабую.
Н.А. Добролюбов |
Д.И. Писарев |
1. Характер
Катерины составляет шаг вперед во всей нашей литературе |
1. Добролюбов
принял личность Катерины за светлое явление |
2. Решительный,
цельный русский характер |
2. Ни одно
светлое явление не может возникнуть в «темном царстве» |
3. Это
характер по преимуществу созидательный, любящий, идеальный |
3. Что это
за суровая добродетель, сдающаяся при первом удобном случае? Что за
самоубийство, вызванное такими мелкими неприятностями? |
4. У
Катерины все делается по влечению натуры |
4. Добролюбов
отыскал привлекательные стороны Катерины, сложил их вместе, составил идеальный
образ, увидел вследствие этого луч света в темном царстве |
5. В
Катерине видим мы протест против кабановских понятий о нравственности, протест,
доведенный до конца |
5. Воспитание
и жизнь не могли дать Катерине ни твердого характера, ни развитого ума |
6 .Горько
такое освобождение; но что же делать, когда другого выхода нет. В том и сила
ее характера. |
6. Катерина
разрубает затянувшиеся узлы самым глупым средством - самоубийством. |
7. Нам
отрадно видеть избавление Катерины. |
7. Кто не
умеет сделать ничего для облегчения своих и чужих страданий, тот не может
быть назван светлым явлением |
Комментариев нет:
Отправить комментарий