ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

пятница, 23 сентября 2022 г.

9_Факультатив "Практикум по русскому языку". Принципы орфографии в русской лингвистической традиции

 23.09.2022

Работаем в тетрадях для факультативных занятий! Это подготовка к ГИА!Записываем число, классная работа, тему занятия

Тема: Принципы орфографии в русской лингвистической традиции

Цель: познакомить с основными принципами орфографии

1. Теоретический блок 

Ознакомьтесь с информацией, запишите в тетрадь названия трёх основных принципов русской орфографии.

1.1. Вспомним! Орфография - раздел языкознания, изучающий правила написания слов. 

1.2. Существуют три основных принципа русской орфографии:

1) морфологический

2) фонетический

3) традиционный 

1.3. Морфологический - ведущий принцип современной русской орфографии, ему подчинется 95% слов. Суть принципа:  необходимо единообразно передавать на письме одну и ту же морфему. Следуя этому принципу, в безударной позиции пишется та же гласная, что и в ударной. Например: вОдный - водяной; лЕс - лесной. 

Морфологический принцип присущ большинству орфографических правил:

  • написание безударных гласных, проверяемых ударением;
  • сомнительные и непроизносимые согласные;
  • неизменяемые приставки, гласные и согласные в них;
  • употребление смягчающего мягкого знака внутри слова;
  • безударные окончания существительных и (во многих случаях) прилагательных;
  • сюда же часто относят употребление буквы ё после шипящих в глаголах и в словах, образованных от глаголов, а также в корнях слов, которые можно изменить, чтобы на этом месте было Е (пчёлка – пчела).

1.4.  Фонетический принципСуть принципа: пишу так, как произношу и слышу. Ему подчиняются следующие правила: 

  • приставки на –З, -С (перед глухим пишется С, перед звонким – З; обычно так и слышится: растянуть – перед глухим слышится С; раздавить – перед звонким слышится З); 
  • Ы после приставок на согласный (эта тема тоже коварная, из правила много исключений: И сохраняется после всех иноязычных приставок, а также русских приставок сверх- и меж-);
  • написание приставок раз- и рас- с буквой А, в то время как под ударением слышится О: россыпь, но рассыпать;
  • Ы после Ц в суффиксах и окончаниях (в этом месте слышится Ы, потому что Ц всегда твердый);
  • О в ударных суффиксах после шипящих (волчонок, собачонка);
  • и некоторые другие, более редкие правила (например, написание слова «свадьба», так как в этом месте слышатся Д, хотя родственные ему «свататься», «сватовство» содержит в этом месте Т.
1.5. Традиционный принцип. Суть принципапишу слово так, как его писали раньше. Это те написания, которые в настоящий момент уже никак не объясняются, они сложились исторически. К этому принципу относятся: 

  • все словарные слова;
  • слова с чередованием в корнях;
  • И в корнях после Ц;
  • написание удвоенных согласных, если оно не объясняется расположением удвоенной согласной на стыке морфем;
  • написание отдельных окончаний прилагательных;
  • мягкий знак после шипящих в глаголах и наречиях;
  • и некоторые другие правила. 
1.5. Существует ещё один принцип, дифференцирующий. Он реализуется в ситуациях, когда средствами орфографии необходимо разграничить одинаково звучащие слова. Например: балл (оценка) и бал (танцевальный вечер), ожёг(глагол) и ожог (существительное), плачь (глагол) и плач (существительное), туш (существительное мужского рода) и тушь (существительное женского рода), орёл (птица) и Орёл (город). 

2. Практический блок 

Запишите слова в 4 группы в зависимости от принципа орфографии, лежащего в основе правописания данного слова:

Дилетан…ский, небез…звестный, пред…нфарктный, бе…таланный, чре…мерный, не…дешний, к…вычки, о…делочный, вдумч…вый, подж…г сарай, умышленный подж…г, компроми…, прил..гательное, пр…зреть сироту (дать приют), пр…зирать труса, р…ссыпать, р…ссыпи, в речк…, берез…вый, чу…ство, те…аса, шумная к…мпания, избирательная к…мпания. 

Пришлите фото работы ВК после урока. 

Самопроверка ЗДЕСЬ

Комментариев нет:

Отправить комментарий