ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

вторник, 29 августа 2023 г.

Дистанционный урок: теория и практика

 «Обучение на расстоянии» в системе образования существует достаточно давно (например, в 1870-х годах в США были созданы первые заочные школы с обучением по почте), но настоящая революция в образовании произошла с появлением интернета. В последние годы (во многом в связи с пандемией коронавируса)  дистанционное обучение приобрело массовый характер, что стало настоящим вызовом и для учащихся, и для родителей, и для педагогических работников.  

Дистанционное обучение (ДО) — совокупность технологий, обеспечивающих доставку обучаемым основного объема изучаемого материала, интерактивное взаимодействие обучаемых и преподавателей в процессе обучения, предоставление обучаемым возможности самостоятельной работы по освоению изучаемого материала, а также в процессе обучения. Проще говоря, дистанционное обучение – это учебный процесс, во время которого учащиеся и преподаватели находятся на расстоянии друг от друга и взаимодействуют с помощью информационно-технического сопровождения (ИТС), главным образом интернета. 

Основной формой занятия при дистанционном обучении является дистанционный урок. 

Дистанционный урок − это форма организации дистанционного занятия, проводимая в определенных временных рамках, при которой педагог руководит индивидуальной и групповой деятельностью учащихся по созданию собственного образовательного продукта, с целью освоения учащимися основ изучаемого материала, воспитания и развития творческих способностей. 

Условия проведения дистанционного урока могут различаться по режиму взаимодействия преподавателя с учащимися: 

• в режиме он-лайн с учащимся, одновременно находящимся у автоматизированного рабочего места;

• в режиме офф-лайн. В этом случае фактор местонахождения и времени не является существенным, так как все взаимодействие организовывается в отложенном режиме 

Существуют разные типы дистанционных занятий:

• в формате электронного обучения (ЭО: система обучения при помощи информационных и электронных технологий – с помощью интернета и мультимедиа);

• с применением дистанционных образовательных технологий (ДОТ: ZOOM, Skype); 

• по варианту смешанного обучения (с применением ЭО и ДОТ: комбинирование платформы и ресурса для проведения занятия и оценивания обучающихся);

• в условиях недостаточной скорости/отсутствия сети Интернет 

В Республике и в нашем города школы осуществляли работу по варианту смешанного обучения – с применением ЭО и ДОТ. В чём же особенность такого обучения?

Под электронным обучением (ЭО) понимается применение в процессе образовательной деятельности баз данных, информации и информационных технологий, которые обеспечивают обработку такой информации, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, посредством которых происходит передача такой информации по линиям связи (например, Интернет), в том числе может происходить взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Такое обучение в обязательном порядке предусматривает применение баз данных и информационно-телекоммуникационных сетей. Речь идет именно о создании и использовании в процессе обучения электронной информационно-образовательной среды, через которую осуществляется доступ к электронным образовательным ресурсам, а также может осуществляться взаимодействие с педагогическим работником. Примером здесь может быть проведение массовых открытых онлайн курсов, в которых контакт с педагогическим работником конкретного обучающегося может быть полностью исключен. 

Под дистанционными образовательными технологиями (ДОТ) понимаются такие образовательные технологии, которые реализуются с применением информационно-телекоммуникационных сетей при обязательном опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников. 

ЭО

ДОТ

Обучение с использованием ПК и электронных образовательных ресурсов (электронные учебники, словари, справочники, тесты, статьи, видеофильмы, интерактивные модули, презентации.

Применение информационно-телекоммуникационных сетей при обязательном опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

В настоящее время наиболее продуктивным считается обучение смешанного типа, то есть обучение с применением ЭО и ДОТ.

Основные требования к уроку, проводимому в дистанционном формате

1. Внешний порядок: 

• соблюдение времени ведения урока (30 мин.)

• прогнозирование внештатных ситуаций и готовность к их разрешению

2. Внутренний порядок урока: 

• целесообразное разделение урока на этапы

• учёт уровня подготовленности учащихся 

• чёткое распределение материала, позволяющее учащимся последовательно продвигаться от одной частной цели урока к другой 

3. Соответствие урока дидактическим принципам: 

• наглядность и точность при выработке представлений и понятий

• опора на изученный материал

• соответствие упражнений и контрольных заданий целям и задачам урока, возрастным и психологическим особенностям учащихся

4. Требования к обучающимся: 

• наличие навыков пользователя компьютера (умение создавать аккаунты, пользоваться электронной почтой, искать и сохранять информацию, делать скриншот, пересылать фото, записывать голосовое сообщение)

• в случае неподготовленности обучающихся учитель должен оказать помощь

5. Проблемный подход к обучению (учащиеся должны совершать различные мыслительные операции: наблюдение, сопоставление,  обобщение)

6. Мотивация деятельности учащихся

• для поддержания интереса необходимо разнообразить формы подачи материала (видео, работа с таблицей, со словарём, облако слов, тесты, викторины)

При разработке дистанционного урока важно иметь в виду:

• ученики работают изолированно и могут испытывать трудности;

• учебные материалы должны сопровождаться необходимыми пояснениями и инструкциями;

• должна быть предусмотрена консультационная зона, которая позволит ученикам задавать вопросы и оперативно получать ответы/помощь 

Исходя из вышеизложенных требований, можно выстроить модель структуры дистанционного урока.  Урок включает в себя следующие элементы:

Мотивационный блок. Мотивация - необходимая составляющая дистанционного урока, которая должна поддерживаться на протяжении всего процесса обучения. Большое значение имеет четко определенная цель, которая ставится перед учеником. Мотивация быстро снижается, если уровень поставленных задач не соответствует уровню подготовки обучающегося.

Инструктивный блок (инструкции и рекомендации по выполнению задания, урока).

Информационный блок (система информационного наполнения).

Контрольный блок (система тестирования и контроля). 

Блок домашнего задания (в соответствии с рекомендациями ДонРИДПО)

ВАЖНО! В условиях дистанционного урока должна быть предусмотрена возможность интерактивного взаимодействия учителя и учащихся (с целью оказания консультации, объяснения ошибок, анализа работ, комментирования оценки)

Алгоритм разработки учебного занятия по типу смешанного обучения (ЭО и ДОТ): 

1. Определить тему занятия и тип занятия (изучение новой темы, повторение, углубление, контроль и т.д.).

2. Выбрать способ доставки учебного материала и информационные обучающие материалы.

3. Структурировать учебные элементы, выбрать формы их предъявления обучающимся (текстовые, графические, медиа, рисунки, таблицы, слайды и т.д.).

4. Подготовить глоссарий по тематике занятия.

5. Разработать задания и выбрать систему оценивания, сформировать критерии оценивания ответов обучающихся

6. Подобрать ресурсы Интернет и гиперссылок на них. 

7. Проверить, соответствует ли материал урока длительности занятия.

8. На основе анализа результатов уровня ИКТ-компетентности обучающихся подготовить для них инструкцию по обучению и выполнению заданий. 

ПРИМЕР  дистанционного урока

9_Русский язык

13.04.2022                                         

Классную работу не пишем, работаем устно и онлайн!

Тема: Знаки препинания в сложных предложениях с различными видами связи

Цель: изучить трудные случаи постановки знаков препинания в СП  с различными видами связи; научиться ставить запятую на стыке союзов

1. Информационный блок 

1.1. В СП встречаются ситуации, когда рядом оказываются два союза. Возникает вопрос: нужно ли ставить между ними запятую? Предложите свою версию объяснения постановки запятой в предложениях:

1) Вечерело, И , КОГДА мы пришли домой, стало совсем темно. 

2) Вечерело, И КОГДА мы пришли домой, то стало совсем темно.

1.2. Проверьте ваше предположение, ознакомившись с материалом учебника на стр. 148 

1.3. В помощь видеоурок.

2. Контрольный блок 

2.1. Устно решите задание. Назовите цифру(-ы), на месте которой(-ых) должна(-ы) стоять запятая(-ые). 

Уверена (1) ЧТО (2) ЕСЛИ постараться, то можно решить это задание.

Разбор задания 

Запятая 1 ставится, так как союз ЧТО присоединяет  придаточное предложение (ЧТО можно решить это задание). 

Запятая 2 не ставится, так как после придаточного (ЕСЛИ постараться) стоит слово ТО.  

Ответ: 1

2.2. Выполните задание. ВАЖНО: в случае отсутствия знака препинания или раздельного написания выбирайте нижнее подчёркивание (_). Результат НЕ присылайте, я вижу работу в личном кабинете.

3. Домашнее задание

1) Повторите теорию по учебнику, стр. 148
2) Выполните по выбору упр. 215, 216*. 
Фото работы пришлите учителю ВК после урока. 

В ПОМОЩЬ учителю: материалы для организации дистанционных уроков

• Раздел  "Дистанционное обучение - 2022" ДонРИДПО:  

• Российская электронная школа https://resh.edu.ru/. «Российская электронная школа» – это интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны, созданные для того, чтобы у каждого ребёнка была возможность получить бесплатное качественное общее образование. Платформа содержит уроки по всему школьному курсу с 2-го по 11-й класс, которые доступны каждому пользователю сети Интернет. Интерактивные уроки построены на основе авторских разработок, соответствуют  ГОС и примерной основной образовательной программе. Использовать их, помимо учителей и школьников, могут родители для помощи детям в учебе в новых условиях. На сайте Минпросвещения России опубликована инструкция по использованию одного из масштабных порталов для организации образовательного процесса – «Российской электронной школы». 

• Образовательные порталы для подготовки к ГИА-9,11 по всем предметам: https://rus-oge.sdamgia.ru/,  https://rus-ege.sdamgia.ru/.

Комментариев нет:

Отправить комментарий