17.06.2022
Тема: М. Алигер. Поэма "Зоя"
Цель: знакомство с литературой о Великой Отечественной войне
1. Теоретический блок
1.1. Маргарита Иосифовна Алигер - русская советская поэтесса и переводчица, журналистка. В начале Великой Отечественной войны отправилась в осаждённый Ленинград, где работала военным корреспондентом.
В 1942 году Алигер написала поэму «Зоя», посвящённую подвигу Зои Космодемьянской, московской школьницы, материал о которой был опубликован в газете "Правда" весной 1942 г.
Семнадцатилетняя девушка, по ее просьбе направленная райкомом комсомола в тыл врага, в партизанский отряд, была схвачена немцами. На допросах, выдержав жестокие пытки, Зоя ничего не сказала о партизанах, с которыми была связана, и даже имя себе придумала другое – Татьяна. Девушка была казнена в декабре 1941 г. – повешена в селе Петрищево в присутствии согнанных на показательную казнь жителей села.
Маргарита Алигер вспоминала:
«Зоя» — невыдуманная поэма. Я писала её в сорок втором году, через несколько месяцев после гибели Зои, по горячему следу её короткой жизни и героической смерти. Когда пишешь о том, что было на самом деле, первое условие работы — верность истине, верность времени, и «Зоя», в сущности, стала поэмой и о моей юности, о нашей юности. Я писала в поэме обо всём, чем жили мы, когда воевали с немецким фашизмом, обо всём, что было для нас в те годы важно. И как трагической осенью сорок первого года, вечером Октябрьской годовщины, слушала вся страна речь Сталина из осаждённой Москвы. Эта речь означала тогда очень много, так же как и ответ Зои на допросе: «Сталин на посту».
1.2. Поэма "Зоя" состоит из трех глав, имеет вступление и эпилог.
В первой главе автор рисует предвоенную жизнь Зои, показывает, как формируется внутренний мир девочки. Он складывается из прочитанных книг, из веры в пионерские и комсомольские идеалы, которые наполняют жизнь московской школьницы:
И сделалась правда повадкой твоей,порывом твоим и движеньем невольнымв беседах со взрослыми, в играх детей,в раздумьях твоих и кипении школьном.
Вторая глава описывает партизанскую жизнь Зои, выполнение боевого задания. По мысли автора, Зоя отправляется к партизанам и вызывается пойти на опасное задание, потому что чувствует свою ответственность за происходящее в стране – за судьбу Ленинграда, Севастополя, за судьбы страдающих людей своей родины:
И сказала Зоя:— Я пойду.Я еще нисколько не устала.Я еще успею отдохнуть...Узкая ладошка холодна —от мороза или от тревоги?И уходит девочка однапо своей безжалостной дороге.
При выполнении задания Зоя была схвачена фашистами. Её избивали, пытали, требовали выдать место расположения партизан. После издевательств девушку прилюдно казнили. Третья глава - рассказ о подвиге и мученической смерти:
Если мимо виселицы прямовсе идти к востоку — там Москва.Если очень громко крикнуть: «Мама!»Люди смотрят.Есть еще слова…— Граждане,не стойте,не смотрите!(Я живая, — голос мой звучит.)Убивайте их, травите, жгите!Я умру, но правда победит!Родина! -Слова звучат, как будтоэто вовсе не в последний раз.— Всех не перевешать,много нас!Миллионы нас!..
Художественное воздействие поэмы во многом обусловлено тем, что автор стремится понять и объяснить читателю человеческую личность героини, показать духовную жизнь девушки, ее внутреннюю чистоту, сделавшую невозможным предательство и приведшую к подвигу.
2. Практический блок
2.1. Послушайте ЗДЕСЬ отрывок из поэмы, повествующий о последних минутах жизни Зои, которую фашисты ведут к виселице на казнь.
2.2. Русский писатель Л. Андреев написал: „Когда тысячи убивают одного, то, значит, победил этот один“. Можно ли утверждать, что Зоя победила? Пришлите ВК после урока голосовое сообщение с ответом.
3. Домашнее задание
Прочитайте поэму ЗДЕСЬ.
Комментариев нет:
Отправить комментарий