07.04.2022
Тема: Использование в речи различных форм наклонения глагола
Цель: повторить наклонения глагола; познакомиться с примерами использование в речи различных форм наклонения глагола
1. Вспомним, что у глаголов выделяют три наклонения:
- изъявительное (действие происходит сейчас, или проиходило в прошлом, или произойдёт в будущем)
- условное (действие возможно при определённом условии)
- повелительное (кто-то кого-то побуждает к действию, просит, приказывает)
- Мы рисуем жирафа (изъявительное наклонение)
- Мы нарисовали бы жирафа, если бы умели (условное наклонение)
- Нарисуй мне жирафа (повелительное наклонение)
Но в речи возможны сюрпризы! Глаголы в форме одного наклонения могут употребляться в значении другого наклонения. Так, формы изъявительного наклонения в живой речи нередко используются для побуждения к действию, то есть в значении, свойственном повелительному наклонению.
Этой цели служат некоторые формы будущего и прошедшего времени. Одна из них – форма 2-го лица единственного и множественного числа будущего времени глаголов совершенного вида.
2. Рассмотрите таблицу и проанализируйте примеры
Прямое значение | Переносное значение | Пример |
Изъявительное наклонение | В значении повелительного наклонения | Идём в зоопарк! "[Лопахин, отдавая Дуняше букет] И квасу мне принесешь" (Ч.); |
Повелительное наклонение | В значении изъявительного наклонения | "[Фамусов] Им бал, а батюшка таскайся на поклон" (Гриб.); "И вот вдруг мне тогда в ту же секунду кто-то и шепни на ухо..." (Дост.) |
Повелительное наклонение | В значении условного наклонения | Не будь на то господня воля, Не отдали б Москвы! "Ну, вот видите, держи я ее строго, запрещай я ей... Бог знает, что бы они делали |
Условное наклонение | В значении повелительного наклонения | Шёл бы ты на урок! "Я попросил бы вас зайти завтра ко мне" "Чтоб я его больше здесь не видела!" |
Инфинитив | В значении повелительного наклонения | Встать! Суд идет!! |
Вспомните, сталкивались вы в своём опыте с подобными языковыми явлениями?
(По материалам учебного пособия Д.Э.Розенталя)
Комментариев нет:
Отправить комментарий