Елена Владимировна Душечкина, профессор кафедры истории русской литературы Санкт-Петербургского государственного университета, доктор филологических наук, издала в 2002 году исследование по истории и мифологии новогодней елки в России.
Е. В. Душечкина, автор исследования "Русская ёлка" |
В книге "Русская ёлка" рассказывается, как в России появилась и прижилась традиция наряжать елку в Рождество.
Художник И. В. Рыбакова |
По свидетельству автора, оказалось, что исследований на эту тему практически нет:
"Едва ли не единственной попыткой разобраться в вопросе об обычае ёлки явилась адресованная воспитателям и родителям популярная книжка, вышедшая в Петербурге сто с лишним лет тому назад. Её автор, священник, педагог и литератор Б. Быстров (известный под псевдонимом Е. Швидченко), писал: «В наше время обычай зажигать на святках ёлку для детей всё более и более распространяется по России. Редкая школа даже по деревням и редкий частный дом в городах не устраивает в это время для детей ёлки. Все уже так привыкают к этому обычаю, что без ёлки святки — не в святки, рождественские праздники — не в праздники»
Художник И. В. Рыбакова |
Занимаясь трёхвековой историей ёлки в России, автор книги убедился в том, насколько история эта сложна, интересна и поучительна.
Исследуя историю русской ёлки, автор пишет:
Издававшаяся Ф.В. Булгариным газета «Северная пчела», которая всегда чутко реагировала на новые явления российской бытовой жизни, только-только начинавшие входить в моду, регулярно печатала отчёты о прошедших праздниках, о выпущенных к Рождеству книжках для детей, о подарках на Рождество и т.д. Ёлка не упоминается в ней вплоть до рубежа 1830-1840-х годов. Однако начиная с этого времени «ёлочная» тема буквально не сходит со страниц предпраздничных выпусков газеты: в поле зрения оказываются подробности, касающиеся устройства как самого праздника в честь рождественского дерева, так и коммерческой стороны дела. Первое упоминание о ёлке появилось в «Северной пчеле» накануне 1840 года: газета сообщала о продающихся «прелестно убранных и изукрашенных фонариками, гирляндами, венками» ёлках. Год спустя в том же издании появляется объяснение входящего в моду обычая:Мы переняли у добрых немцев детский праздник в канун праздника Рождества Христова: Weihnachtsbaum. Деревцо, освещённое фонариками или свечками, увешанное конфектами, плодами, игрушками, книгами составляет отраду детей, которым прежде уже говорено было, что за хорошее поведение и прилежание в праздник появится внезапное награждение…
Рождественская ёлка Романовых, 1917 |
Излагая историю и мифологию русской ёлки, Е. В. Душечкина широко использует как документальные свидетельства о ней (мемуары, дневники, газетную и журнальную информацию), так и художественные тексты (прозаические и стихотворные).
Книга адресована всем, кому интересна эта тема, - школьникам, студентам, учёным, обычным людям, увлекающимся историей и литературой.
Читать книгу Е. В. Душечкиной "Русская ёлка"
Комментариев нет:
Отправить комментарий