Репортаж – это глаза и уши читателя.
Г. Я. Солганик
Репортаж - это публицистический жанр.
РЕПОРТАЖ, а, м.
1. Сообщение о местных событиях, о событиях дня, информация (в печати, по радио, телевидению). Р. о футбольном матче. Р. с места события.
2. Работа корреспондента, пишущего такие сообщения. Заниматься репортажем. (Толковый словарь Ожегова)
РЕПОРТЁР, а, м. Корреспондент, пишущий репортажи. ж. репортёрша, и (разг.). прил. репортёрский, ая, ое. (Толковый словарь Ожегова).
Репортёр - сотрудник газеты, журнала, радио, кино, телевидения, доставляющих сведения о текущих событиях и происшествиях.
Особенности репортажа:
1. Изложение ведется от 1-го лица
2.«Открытое» присутствие автора, живость и эмоциональность рассказа, яркая оценочность*.3. Документализм, объективная точность.
4. Эскизность речи.
5. Проявление индивидуальной авторской манеры изложения.
6. Полная и достаточно достоверная информация.
*Оценочная лексика — это лексика, содержащая положительное или отрицательное отношение говорящего к предмету, объекту или ситуации. В составе оценочной лексики выделяются слова эмоционально - экспрессивно окрашенные. Экспрессия - значит выразительность. К экспрессивной лексике относятся слова, усиливающие выразительность речи. Слова, которые передают отношение говорящего к их значению, принадлежат к эмоциональной лексике. Эмоциональная лексика выражает различные чувства. В русском языке не мало слов, имеющих яркую эмоциональную окраску. В этом легко убедиться, сравнивая близкие по значению слова: белокурый, белобрысый, белесый, беленький, белехонький, лилейный; симпатичный, обаятельный. Чарующий, восхитительный, смазливый; красноречивый, болтливый; провозгласить, сболтнуть, ляпнуть и т.д. Сопоставляя их, мы стараемся выбирать наиболее выразительные слова, которые убедительнее смогут передать нашу мысль.
ВИДЕОУРОК
ОБРАЗЕЦ РЕПОРТАЖА. Благодаря чему мы можем УВИДЕТЬ музей Чехова? Найдите примеры эмоциональной и оценочной лексики. Как достигается эффект "движения" автора по музею?
В верхней Аутке, изрезанной кривыми узенькими уличками, вздирающимися в самое небо, среди татарских лавчонок и белых скученных дач, каменная беловатая ограда, калитка и чистенький двор, усыпанный гравием. Посреди буйно разросшегося сада дом с мезонином идеальной чистоты, и на двери этого дома маленькая медная дощечка: «А.П. Чехов».
Благодаря этой дощечке, когда звонишь, кажется, что он дома и сейчас выйдет. Но выходит средних лет дама, очень вежливая и приветливая. Это - Марья Павловна Чехова, его сестра. Дом стал музеем, и его можно осматривать…
В столовой стол, накрытый белой скатертью, мягкий диван, пианино. Портреты Чехова. Их два. На одном - он девяностых годов, - живой, со смешливыми глазами. «Таким приехал сюда». На другом - в сети морщин. Картина - печальная женщина, и рука её не кончена. Рисовал брат Чехова.
Вот здесь сидел Лев Николаевич Толстой, когда приезжал к Антону Павловичу в гости. Но кроме него сидели многие: Бунин и Вересаев, Куприн, Шаляпин, и Художественного театра актёры приезжали к нему репетировать.
В кабинете у Чехова много фотографий. Они прикрыты кисеей. Тут Станиславский и Шаляпин, Комиссаржевская и др.
Какое-то расписное деревянное блюдо, купленное Чеховым на ярмарке на Украине. Блюдо, за которое над Чеховым все домашние смеялись, - вещь никому не нужная. С карточки на стене глядит один из братьев Чехова, задумчиво возвёл взор к небу. Подпись: «И у журавлей, поди, бывают семейные неприятности… Кра…» Верхние стекла в трехстворчатом окне цветные; от этого в комнате мягкий и странный свет. В нише, за письменным столом, белоснежный диван, над диваном картина Левитана. Зелень и речка – русская природа, густое масло. Грусть и тишина... И сам Левитан рядом.
При выходе из ниши письменный стол. На нем в скупом немецком порядке карандаши и перья, докторский молоток и почтовые пакеты, которые Чехов не успел уже вскрыть. Они пришли в мае 1904 года, и в мае он уехал за границу умирать.
В особенности донимали Антона Павловича начинающие писатели. Приедет, читает, а потом спрашивает:«Ну, как вы находите, Антон Павлович?» А тот был очень деликатный, совестился сказать, что - ерунда. Язык у него не поворачивался. И всем говорил: «Да ничего, хорошо…Работайте!» Не то что Шаляпин, тот прямо и бухал каждому: «Никакого у вас голоса нет, и артистом вы быть не можете!»
Здесь свечи под зеленым колпаком, и стоит толстый красный шкаф - мать подарила Чехову. Его в семье назвали насмешливо «наш многоуважаемый шкаф», а потом он стал «многоуважаемый» в «Вишневом саду». (М. А. Булгаков.)
Комментариев нет:
Отправить комментарий