Уважаемые девятиклассники! В конце года на экзамене по русскому языку вам предстоит написать сочинение по прочитанному тексту. Чтобы справиться с этим заданием, необходимо знать некоторые его особенности.
1. Теоретический блок
1.1. Образец формулировки задания:
Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно назвать добрым?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
1.2. Сочинение должно состоять из 4 абзацев, каждый из которых должен быть наполнен определённым содержанием:
1-й абзац. Тезис
2-й абзац. Аргумент 1 (формулировка аргумента 1 + пример (из прочитанного текста) + комментарий (микровывод).
3-й абзац. Аргумент 2 (формулировка аргумента 2 + пример (из жизни или литературы) + комментарий (микровывод).
4-й абзац. Заключение (по тезису из абзаца 1).
1.3. Речевые клише для написания сочинения
Абзац |
О чём нужно
сказать |
Речевые клише
(на примере темы о доброте) |
1-й абзац. Тезис |
Нужно
объяснить предложенное понятие |
На мой взгляд,
доброта – это… Добрым можно считать такого человека, который... По-моему,
доброта – это… Я считаю, что
доброта - это…, а добрым можно считать человека, который... |
2-й абзац. Аргумент 1 |
Нужно
показать, что в прочитанном тексте есть герой, проявляющий данное качество
или испытывающий данное чувство. Необходимо проанализировать его образ
в аспекте этого понятия. |
Пример
настоящего доброго человека показан в тексте (автор) Его герой… В тексте (автор)
говорится о том, что… |
3-й абзац. Аргумент 2 |
Здесь
нужно привести пример с похожей ситуацией и проанализировать его в
аспекте данного понятия. |
Немало
примеров проявления доброты можно найти в современной жизни. Похожий пример мы находим в произведении (автор, название). Его герой… О доброте рассказывает нам (автор) в своем произведении (название). Так, герой (имя)… Яркий пример проявления доброты представлен в произведении (название, автор). Главный герой … |
4-й абзац. Заключение-вывод из тезиса |
Вступление
и заключение должны быть родственны
друг другу; вывод следует из тезиса! Заключение – это возвращение к началу, то же
самое, но уже другими словами, на другом
уровне! |
Таким
образом,можно прийти к выводу, что… Итак, … В заключение
хочу сказать, что… Подводя итог
сказанному, хочется отметить/повторить, что… Мы убедились,
что … |
2. Практический блок
Прочитайте текст.
(1)В одной московской школе перестал ходить на занятия мальчик. (2)Неделю не ходит, две... (3)Телефона у Лёвы не было, и одноклассники решили сходить к нему домой. (4)Дверь открыла Лёвина мама. (5)Лицо у неё было очень грустное. (б)Ребята поздоровались и робко спросили, почему Лёва не ходит в школу.
— (7)Он больше не будет учиться с вами, — печально ответила мать. — (8)Ему неудачно сделали операцию. (9)Лёва ослеп и сам ходить не может.
(10)Ребята ошеломлённо помолчали, переглянулись...
— (11)А давайте, мы его по очереди в школу водить будем, — вдруг предложил один из них.
— (12)И домой провожать!
— (13)И уроки поможем делать, — перебивая друг друга, защебетали, как птички, одноклассники.
(14)У матери на глаза навернулись слёзы. (15)0на пригласила друзей в комнату. (16)Немного погодя, ощупывая путь рукой, к ним вышел Лёва с повязкой на глазах. (17)Ребята замерли. (18)Только теперь они по-настоящему поняли, какое несчастье произошло с их другом.
— (19)3дравствуйте, — тихо сказал он. (20)И тут со всех сторон посыпалось: — (21)Я завтра зайду за тобой и провожу в школу.
— (22)А я расскажу, что мы проходили по алгебре.
— (23)А я — по истории.
(24)Лёва не знал, кого слушать, и только растерянно кивал головой. (25)По лицу мамы градом катились слёзы. (26)После ухода ребята составили план: кто когда заходит, кто какие предметы объясняет, кто будет гулять с Лёвой и водить его в школу. (27)В школе мальчик, который сидел с Лёвой за одной партой, тихонько рассказывал ему во время урока то, что учитель пишет на доске. (28)А как болел душой класс, когда Лёва отвечал! (29)Как все радовались его пятёркам, даже больше, чем своим!
(З0)Учился Лёва прекрасно. (31)Лучше учиться стал и весь класс. (32)Для того чтобы объяснить урок другу, попавшему в беду, нужно самому его знать. (33)И ребята старались. (34)Мало того, зимой они стали водить Лёву на каток. (З5)Мальчик очень любил классическую музыку, и одноклассники ходили с ним на симфонические концерты...
(З6)Школу Лёва окончил с золотой медалью, затем поступил в институт. (37)И там нашлись друзья, которые стали его глазами. (38)После института Лёва продолжал учиться и в конце концов стал всемирно известным математиком, академиком Понтрягиным, создал научную школу, работы которой оказали большое влияние на развитие теории управления и вариационного исчисления во всём мире. (39)Не счесть людей, прозревших для добра. (По Б. Ганаго*)
*Борис Ганаго — белорусский писатель.
Задание
Как Вы понимаете значение слова ДОБРОТА? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему «Какого человека можно назвать добрым?», взяв в качестве тезиса данное Вами определение. Аргументируя свой тезис, приведите 2 (два) примера-аргумента, подтверждающих Ваши рассуждения: один пример-аргумент приведите из прочитанного текста, а второй — из Вашего жизненного опыта.
Комментариев нет:
Отправить комментарий