Обратила внимание, что запоминаю - и потом вспоминаю - книги на эмоциональном уровне: память (сердце?) подсказывает ощущение/впечатление, которое получила от чтения, а потом уже мозг выдаёт сюжет, любимые строки...
Колоссальное эмоциональное потрясение получила от книги Этель Лилиан Войнич "Овод", которую прочла в 7 классе. Тогда я впервые столкнулась с такой серьёзной и драматичной литературой, и трагическая история Артура-Овода и Джеммы, Артура и кардинала Монтанелли ещё долго переживалась моим юным сердцем и анализировалась моим романтичным сознанием.
Обложка книги |
Этель Лилиан Войнич в юности, обучаясь в Лондоне, посещала собрания политических иммигрантов, была знакома с представителями русского революционного движения, позже вышла замуж за польско-литовского революционера - возможно, весь этот опыт, овеянный идеалами свободы, самопожертвования, благородного служения идее и человечеству и стал основой для написания романа.
Этель и её муж Михаил Войнич |
Известно, что общение с русскими эмигрантами, их пылкие рассказы о России привели к тому, что будущая писательница провела в России два года, в течение которых работала гувернанткой и посещала собрания революционной организации "Народная воля". Эта поездка произвела на нее сильное впечатление. По возвращении на родину она вступила в «Общество друзей русской свободы», устроилась на работу в редакцию эмигрантского журнала «Свободная Россия» и приступила к написанию романа «Овод».
Роман впервые был издан в Америке в 1897 году, а в 1898 он вышел в России. В Англии и США роман не имел большого успеха, а вот в России сразу же стал необыкновенно популярным, особенно в среде романтически настроенной революционной молодёжи.
Обложка первого издания романа, 1897 |
Главный герой произведения - Артур Бертон, участник подпольной революционной организации "Молодая Италия", стремящейся к освобождению страны от австрийского гнёта, несправедливости и феодальных пережитков.
Олег Стриженов в роли Овода (кадр из х/ф "Овод", 1955) |
Выходец из богатой английской семьи, живущий в Италии под опекунством сводных братьев и духовного наставника, кардинала Монтанелли, после предательства друзей и выяснения тайны своего происхождения бежал в Латинскую Америку, из которой вернулся через несколько лет под именем Феличе Ревареса и стал публиковаться под псевдонимом Овод.
Кадр из фильма "Овод", 1955 |
Артур Бертон прошёл через множество испытаний и разочарований; самый главный конфликт в его жизни - борьба между сердцем и разумом, чувством и долгом, трагическая невозможность отказаться от революционных идей и целей политической борьбы в угоду личным чувствам. Овода расстреливают.
Кадр из фильма "Овод", 1955 |
Острый ум, целеустремлённость, преданность идеалам, необычайная сила воли, смелость - вот те качества, которые привлекают нас в образе Овода, особенно в наше время, которое остро ставит перед нами вопрос выбора - каким быть и с кем быть.
Цитаты из романа
- "Я верил в Вас как в Бога...а вы лгали мне всю жизнь...."
- "Не задавай вопросов - не услышишь лжи"
- "Если ты когда-нибудь повстречаешь человека и он покажется тебе… непохожим на тебя и на других… одного из тех редких людей, которые сияют среди нас, как ослепительные звезды… постарайся не забыть, что знать таких людей - большое счастье, но любить их опасно"
- "Вы были сегодня моим добрым ангелом, но, конечно, это не помешает нам ссориться в будущем"
- "Человек должен нести свое бремя, как бы тяжело оно не было. Если же он упадет, тем хуже для него"
- "Ни одна из повседневных мелочей не стала иной оттого, что человеческая душа, живая человеческая душа, искалечена насмерть"
- - Padre! - Артур встал и, вздрогнув, отшатнулся от края бездны. - Это похоже на преисподнюю! - Нет, сын мой, - тихо проговорил Монтанелли, - это похоже на человеческую душу. - На души тех, кто бродит во тьме и кого смерть осеняет своим крылом? - На души тех, с кем ты ежедневно встречаешься на улицах.
- "Давайте помолчим. Когда один из нас умрет, другой вспомнит эти минуты. Забудем шумный мир, который так назойливо жужжит нам в уши, пойдем рука об руку в таинственные чертоги смерти и опустимся там на ложе, усыпанное дремотными маками. Молчите! Не надо говорить"
- "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих"
- "Оставьте маску на лице, но снимите её со своей души"
Читать роман Э. Л. Войнич "Овод"
Смотреть фильм "Овод", 1980
Иллюстрации к роману "Овод" художника Саввы Бродского
Комментариев нет:
Отправить комментарий