ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

четверг, 5 ноября 2020 г.

Школа молодого учителя (ноябрь - 2020). Дистанционная форма обучения: интерактивные мини-модули по русскому языку и литературе

 Тема: Дистанционная форма обучения: интерактивные мини-модули по русскому языку и литературе (из опыта работы) 

План

1. В помощь учителю: материалы ОТДЕЛА РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ  ДРИДПО, блога «СЛОВЕСНИК» ГПНМК учителей русского языка и литературы

2. Дистанционное обучение: плюсы и минусы

3. Модели дистанционных уроков русского языка и литературы (из опыта работы)

4. Интерактивные мини-модули к урокам русского языка и литературы (из опыта работы):

      - игры;
      - тренировочные упражнения;
      - диктанты;
      - тестовые задания;
      - контрольные работы;
      - кроссворды 
Мы лишаем детей будущего, 
если продолжаем учить сегодня так, 
как учили этому вчера.
Д. Дьюи

Дистанционное обучение – способ организации процесса обучения, основанный на использовании современных информационных и телекоммуникационных технологий, позволяющих осуществлять обучение на расстоянии без непосредственного контакта между преподавателем и обучающимися.

Дистанционная форма обучения далеко не новая форма работы ни для мира, ни для постсоветского пространства. Эта форма была создана для учащихся с ограниченными возможностями. Целью дистанционного образования являлось обеспечение условий для получения качественного общего образования посредством дистанционных технологий учащимся с ограниченными возможностями здоровья на всех ступенях обучения. Но с таким массовым применением дистанционного обучения человечество столкнулось впервые. 

Система дистанционного обучения отличается от традиционных форм обучения. Дистанционному обучению присущи такие черты, как высокая динамичность, разнообразие форм обучения, комфортные условия обучения, наличие интерактивной коммуникации. Безусловно, есть и свои недостатки: 
- отсутствие очного общения;
- отсутствие системы аутентификации пользователя при проверке знаний;
- часто низкая самостоятельность и сознательность учащихся;
- высокая трудоемкость разработки уроков дистанционного обучения.

Учителя, как и учащиеся, тоже сталкиваются с определёнными трудностями, среди них:

- психологическая адаптация (непривычное общение на расстоянии через экран монитора);
- необходим навык по работе не только с компьютером, но и с другими техническими средствами;
- зависимость от качества работы интернет и информационно-телекоммуникационных сетей (бывает задержка звука, зависание или пропадание изображения)…

В условиях дистанта учителям пришлось создавать новые модели уроков. В результате наблюдения, общения с детьми, родителями, коллегами, сложилась определённая модель дистанционного урока. 

Так, урок русского языка в 11 классе на тему «Прямая и косвенная  речь как способы передачи чужой речи. Способы оформления прямой речи на письме (2 ч)» состоит из 6 блоков: блок повторения, теоретический блок, практический блок, блок контроля, подготовка к ГИА, блок домашнего задания (в условиях сокращения дистанционного урока до 30 минут блок повторения становится составной частью практического блока или блока подготовки к ГИА): 

Тема: Прямая и косвенная  речь как способы передачи чужой речи. Способы оформления прямой речи на письме (2 ч) 

Цели: изучить/повторить способы передачи чужой речи; определить отличия предложений с прямой и косвенной речью;  отработать навыки постановки знаков препинания в предложениях с прямой речью

ЭТАП УРОКА 

ЗАДАНИЯ

1. Блок повторения

Орфография.

Аудиодиктант с проверкой (50 – 80* фраз):

ВАЖНО! Фразы вам предстоит писать под диктовку, так что для начала убедитесь, что включили звук на своём устройстве. В зависимости от скорости набора тест займёт от 10 до 20 минут. Вы сможете прослушивать звуковые файлы повторно. На каждый ответ даётся по 2 попытки (на случай, если в первый раз опечатались).

Ссылка на аудиодиктант:  

https://mogu-pisat.ru/upload/testi/srez/index.html

2. Теоретический блок

1. Изучите/повторите теорию по теме урока, выбрав один из вариантов:

1) самостоятельное изучение/повторение:

 http://gramota.ru/class/coach/punct/45_192

2) изучение/повторение с объяснением учителя (выберите учителя):

а) https://www.youtube.com/watch?v=SNUqrmXzfLo

б)https://www.youtube.com/watch?v=xMQflc3Uw8s&t=95s

2. Работа с таблицей. Восстановите теоретические сведения, проанализировав схемы. Соотнесите схемы с предложениями.

https://yadi.sk/i/iZYCDhuZRzdCQg

3. Практический блок

Отработайте пунктуационные навыки на электронном тренажёре. Выполните проверку и работу над ошибками:

http://gramota.ru/class/coach/punct/45_192

4. Блок контроля

Выполните самостоятельную работу (задание по выбору):

https://yadi.sk/i/Zhy-iwK8EKL4Og

5. Подготовка к ГИА

1. Выберите один из текстов для работы:

а) текст №17 «Смотрительница музея»;

б) текст №38 «Учитель»

2. Выполните задания:

1) прочитайте текст; определите микротемы и ключевые слова;

2) выпишите предложения с прямой речью, начертите схемы;
3) перестройте эти предложения в предложения с косвенной речью.

6. Домашнее задание

1. Напишите интерактивный диктант: отрывок из романа Б. Пастернака «Доктор Живаго». Выполните проверку, работу над ошибками (фото/скриншот):

 http://dict.mosmetod.ru/single/3

2. Напишите творческую часть к тексту №17/№38 (по выбору)

3.*Индивидуальная работа с текстами для ГИА.

Целеполагание. Старшеклассники способны самостоятельно ставить цели урока, в данном уроке цели определены учителем. Целей не должно быть много – 1-2 для среднего звена, 2-3 – для старшей школы, они должны быть понятны учащимся, чётко и конкретно сформулированы.

Блок повторения. В обучении русскому языку и в период дистанта должен поддерживаться навык написания слухового диктанта, навык грамотного письма, поэтому на уроке для повторения орфографии предложен аудиодиктант с возможностью последующей самопроверки (возможность осуществления самопроверки, выполнения работы над ошибками – необходимое условие обучения). Перед началом работы – тщательно прописанный инструктаж в целях предупреждения затруднений технического характера при выполнении задания. Обозначен и объём работы – 50-80* слов: 50 – необходимый минимум (такой диапазон даёт возможность каждому ученику работать в соответствии с собственными возможностями).

Теоретический блок. Учащимся предлагается наметить собственный, наиболее удобный для них путь, выбрав изучение/повторение самостоятельное или видеоурок с объяснением учителя. Информационным источником для изучения темы служат материалы авторитетного сайта грамота.ру и видеоуроки образовательных сайтов Tutoronline и Адукар. Для первичного закрепления теории учащимся предлагается поработать с таблицей - проанализировать примеры предложений и схемы к ним.

Практический блок. Для отработки практических навыков - репетитор онлайн на сайте Грамота.ру: репетитор хорош тем, что он предлагает и теорию (если в ней возникнет необходимость), и квалифицированное объяснение ошибок (если ученик их допустит).

Блок контроля. Контроль обязателен! Ученик, видя на технологической карте структуру урока, знает, что его ждёт обязательный контроль с обязательным оцениванием (в отличие от практического блока, который может не оцениваться, так цель этого этапа – отработка навыков, анализ/исправление ошибок).

Подготовка к ГИА. Для этого этапа выбраны такие тексты, в которых наиболее полно представлена тема урока. Определение микротем и ключевых слов обеспечивает понимание/запоминание текста; выписывание предложений с прямой речью и составление схем – применение пунктуационных навыков; моделирование предложений с косвенной речью позволяет осуществить не списывание, и пересказ текста в соответствии с языковыми нормами – речевыми, грамматическими и т.д.

Домашнее задание. Триединая связь: грамматика + литература + ГИА. Знание литературного источника обеспечивает доказательную базу в сочинении.

Насыщенными с точки зрения объёма материала для изучения являются уроки литературы в 11 классе. Так, при изучении творчества В.Распутина учащимся предложен ряд инструментов: учебник, видеосюжеты о писателе, буктрейлеры, аналитические статьи о повести. Учащимся предлагается проанализировать тему урока и определить его цели, а затем построить свой маршрут освоения темы, выбрав из предложенных инструментов те, которые они считают наиболее продуктивными. Такая структура урока позволяет обеспечить дифференцированный и индивидуальный подходы. Вопросы для самоконтроля помогают старшеклассникам сориентироваться в потоке информации и подготовиться к предстоящему контролю по теме. Для домашней работы – письменное творческое задание (один из способов подготовки к ГИА) и по желанию задание для расширения кругозора: просмотр фильма с конкретными целями, отражёнными в вопросах для обдумывания.

Литература, 11 класс

Тема: Валентин Григорьевич Распутин. Повесть «Живи и помни». Нравственное величие русской женщины, ее самоотверженность (1 ч)

1. Проанализируйте тему урока, определите цели.


2. Для освоения темы постройте свой маршрут: из предложенных материалов  ВЫБЕРИТЕ ТЕ, которые, на ваш взгляд, наиболее продуктивны для достижения поставленных целей:

Материалы для изучения (выбрать по желанию)

Вопросы для самоконтроля (устно):

1) статья учебника – стр. 393 – 397

- Почему В.Распутина считают представителем «деревенской прозы»?

2)  видеосюжеты о писателе и его творчестве:

а) «Уроки жизни Валентина Распутина» (к 80-летнему юбилею писателя):

https://www.youtube.com/watch?v=ulMgPBIIedU

б) документальный проект «Уроки Распутина»

https://www.youtube.com/watch?v=QCOMonQETnM

- Какие произведения создал писатель?

- Каким темам/проблемам посвящены эти произведения?

3) буктрейлеры к повести «Живи и помни»:

а) https://www.youtube.com/watch?v=RwLk01ITZNc

б) https://www.youtube.com/watch?v=hqcRlmL8o4o  (с кинофрагментами)

- Где и когда происходит действие повести?

- Кто главные герои?

- Перед каким выбором они оказались?

4) анализ произведения:

а) https://lit-helper.com/p_Analiz_povesti_Jivi_i_pomni_Rasputina_V_G

б) https://md-eksperiment.org/post/20170629-sud-svoj-i-lyudskoj

в) https://obrazovaka.ru/sochinenie/zhivi-i-pomni/analiz-proizvedeniya-rasputina.html

- В чём трагедия Настёны?

- Можно ли говорить о её нравственном величии и самоотверженности?

- В каких произведениях литературы вы встречались с подобными женскими характерами?

3. Контроль: выполните онлайн тест, фото/скриншот:

https://kupidonia.ru/viktoriny/viktorina-po-povesti-valentina-rasputina-zhivi-i-pomni

Домашнее задание:

1. Прочитайте повесть В. Распутина «Живи и помни».

2. Выполните письменно задание учебника по выбору: №5, №6 на стр.398
3. По желанию: посмотрите х/ф «Живые и мёртвые» (реж. А. Прошкин, 2008), поставленный по мотивам повести В. Распутина. Подумайте, удалось ли создателям фильма отразить особенности эпохи и переживания героев? Обратите внимание на речь персонажей:

https://www.youtube.com/watch?v=Iy5BahftWec

 Творческого вдохновения!

Уроки для учащихся 5 - 6 классов предполагают подробное описание действий и наличие ОБРАЗЦОВ. Чтобы внимание детей не рассеивалось, необходимо использовать все возможности для форматирования текста: нумерация этапов урока, шрифт, подчёркивания, цвет. 

КЛАСС

ЗАДАНИЯ

5 класс,

1-я группа, учитель Сатункина С.В.

Тема: Времена глагола. Настоящее время.

Ребята, сегодня мы должны НАУЧИТЬСЯ:

      - находить глаголы, определять их время и другие грамматические признаки,

       - изменять глагол по лицам и числам, выделять окончание

1. Открой в учебнике стр. 118. В начале страницы найди стихотворение-загадку №1. Прочитай, выпиши в столбик глаголы, определи время, вид (соверш./несоверш.), лицо (для этого подставь местоимение), число.  ОБРАЗЕЦ:

Воет – наст. время; несов. вид; 3 лицо, ед. ч.

Свистит - …

2. Послушай объяснение учителя:

https://www.youtube.com/watch?v=MW_uwh5G2oQ

3. Прочитай материал учебника – стр.118

4. Проверь, как ты понял тему, устно ответив на вопросы:

- На какие вопросы отвечают глаголы настоящего времени?

- Что они обозначают?

- Глаголы совершенного или несовершенного вида имеют форму настоящего времени?

5. Изучи таблицу:

Глаголы настоящего времени изменяются

по лицам и числам

Изменение глаголов по лицам и числам называется

СПРЯЖЕНИЕ

Единств. число

Множеств. число

1л. (я) рисую

1л. (мы) рисуем

. (ты) рисуешь

. (вы) рисуете

. (он, она, оно) рисует

. (они) рисуют

Обрати внимание: глаголы в наст. вр. изменяются по лицам и числам, но НЕ изменяются по родам (имеют одну и ту же форму для ВСЕХ родов)

6. Практическая работа (письменно): измени по лицам и числам (то есть проспрягай) глагол ЧИТАТЬ (см. таблицу), обозначь окончания.

Домашнее задание:

1. Выучить §116, изучить таблицу

2. Выполнить упр.660 (10 глаголов на выбор)

ВНИМАНИЕ!

Работы прислать на почту учителя: 

Известно, что учёба – не самое лёгкое занятие в жизни. Сделать процесс обучения ярким, увлекательным, интересным помогут игры-тренажёры. В процессе игры у участников возникает азарт, стремление пройти испытания и победить. К тому же, игру – в отличие от контрольной работы -  можно переиграть несколько раз, пока не достигнешь победы (то есть пока не добьёшься усвоения какого-либо правила, отработки какого-либо навыка). Благодаря развитию информационно-коммуникационных технологий играть сегодня можно онлайн. Это значит, что в процессе отработки умений и навыков можно не тратить время на запись текста, а использовать его для решения большего количества заданий. Например: 

№п/п

НАЗВАНИЕ

 

ОПИСАНИЕ

1.

Интерактивная игра «Как ты знаешь античные фразеологизмы?» (6 класс)

Интерактивная игра по русскому языку предназначена для учащихся 6 классов и способствует совершенствованию знаний по теме «Фразеология»: лучшему запоминанию античных фразеологизмов, расширению словарного запаса школьников.

Учащимся предлагается собрать пары – установить соответствие между фразеологизмом и его воплощением в рисунке.

Верно собранные пары исчезают, ошибочные остаются на поле и анализируются игроком.

В случае необходимости игрок может использовать ПОМОЩЬ, где указаны значения фразеологизмов.

Игра может быть предложена ученикам для индивидуальной работы, использована в условиях дистанционного обучения, во внеклассной работе - при проведении предметной недели по русскому языку/литературе и т. д.

https://learningapps.org/view14366962

2.

«Причастный оборот. Определение причастного оборота» (7 класс)

Интерактивная игра-тренажёр по русскому языку предназначена для учащихся 7 классов и способствует отработке умений школьников определять причастный оборот, отличать его от словосочетания сущ. +прич.

Учащиеся могут использовать ПОМОЩЬ (лампочка в левом верхнем углу экрана), осуществлять самопроверку.

Игра может быть предложена ученикам для индивидуальной работы, использована в условиях дистанционного обучения, во внеклассной работе - при проведении предметной недели по русскому языку, к Международному дню грамотности и т.д.

https://learningapps.org/view14262834

3.

«Действительные и страдательные причастия» (7 класс)

Интерактивная игра-пазл по русскому языку предназначена для учащихся 7 классов и способствует отработке умений школьников различать действительные и страдательные причастия. Учащиеся могут использовать ПОМОЩЬ, осуществлять самоконтроль По окончании игры школьников ждёт сюрприз – видеоролик об орфоэпических нормах.

Игра может быть предложена ученикам для индивидуальной работы, использована в условиях дистанционного обучения, во внеклассной работе - при проведении предметной недели по русскому языку, к Международному дню грамотности и т.д.

https://learningapps.org/view13719360

4.

Интерактивная игра «Разделы языкознания» (6-7 класс)

Интерактивная игра по русскому языку предназначена для учащихся 6-7 классов и способствует запоминанию лингвистических терминов.

Учащимся предлагается среди набора букв найти слова, обозначающие названия основных разделов языкознания.

В случае затруднения игрок вправе воспользоваться ПОМОЩЬЮ.

Игра может быть предложена ученикам для индивидуальной работы, использована в условиях дистанционного обучения, во внеклассной работе - при проведении предметной недели по русскому языку, КВН и т. д.

https://learningapps.org/view13730110

Кроме игр, в условиях дистанционного обучения могут быть использованы другие интерактивные мини-модули: тренировочные упражнения, тестовые задания, интерактивные диктанты, контрольные работы, интерактивные кроссворды.

Сегодня существует достаточно инструментов, чтобы внедрять дистанционное образование. Но никакие технические средства не способны заменить живое общение учителей и учеников. 

Ссылка на материалы


Комментариев нет:

Отправить комментарий