ДОБРО ПОЖАЛОВАТЬ В КАБИНЕТ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ! ЗДЕСЬ ВЫ ПОЛУЧИТЕ ПОМОЩЬ В ПОДГОТОВКЕ К УРОКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ, ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ ПО ИЗУЧАЕМЫМ ТЕМАМ, ПОЛЕЗНЫЕ ССЫЛКИ НА ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И СПРАВОЧНУЮ ЛИТЕРАТУРУ, ИНФОРМАЦИЮ КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА; СМОЖЕТЕ ВОСПОЛЬЗОВАТЬСЯ ОНЛАЙН ТРЕНАЖЁРАМИ, ИГРАМИ И СРЕДСТВАМИ КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ.

среда, 6 декабря 2023 г.

10_Русский язык. Морфемика и словообразование как разделы лингвистики.

 06.12.2023 

Уважаемые десятиклассники! Сегодня мы занимаемся в дистанционном формате! Работаем устно! Домашнее задание готовим на черновиках!

Тема: Морфемика и словообразование как разделы лингвистики. Морфемный и словообразовательный анализ слова. 

Цель: повторение и обобщение материал по теме, совершенствование навыков морфемного и словообразовательного анализа слова; подготовка к ЕГЭ 

1. Теоретический блок

1.1. Морфемный уровень языка объединяет минимальные значимые единицы языка  морфемы. Словообразовательный уровень языка включает строение слов и способы их образования. 

  • Корень это общая неделимая часть родственных слов, содержащая лексическое значение. 
  • Окончание (флексия) – это изменяемая часть слова, служащая для изменении формы слова и связи слов в составе словосочетаний и предложений.
  • Приставка (префикс) – это значимая часть слова, стоящая перед корнем и служащая для образования новых слов или грамматических форм слова.
  • Суффикс – это значимая часть слова, стоящая после корня и служащая для образования новых слов или грамматических форм слова.
  • Постфикс – это значимая часть слова, находящаяся после корня и служащая для образования новых слов или грамматических форм слова.
  • Интерфикс (соединительная гласная) – это значимая часть слова, служащая для образования новых слов и выполняющая роль соединительного элемента.

Морфемный разбор это определение всех морфем в слове. Например:

раз / гнев / а / ет / ся (префикс / корень / суфф. / оконч. / постфикс) 

Словообразовательный разбор это определение, от какого слова и каким способом образовано данное слово. Например:

 лунный ← луна (суффиксальный). 

1.2. Чтобы получить более подробную информацию и лучше разобраться в теме, посмотрите видеоурок ЗДЕСЬ

2. Практический блок 

2.1. Чтобы правильно определять состав слова, необходимо выяснить, от какого именно слова и с помощью чего произошло данное слово. Прежде всего такой анализ необходим для того, чтобы правильно определить состав суффиксов. Обратимся к примерам. Прочитайте задания. Ознакомьтесь с алгоритмом рассуждения. 

Задание: определите состав слов физический и сферический.

Образец рассуждения: в прилагательном физический легко выделить окончание -ий. Слово образовано от существительного физика с помощью суффикса -еск- (вариант суффикса -ск-). Корень в этом слове -физик- (нельзя считать здесь корнем -физ- на основании слов типа физкультура: в таких словах мы имеем дело с сокращенным корнем). Следовательно, слово физический состоит из корня -физич-, суффикса -еск- и окончания -ий. Казалось бы, подобный же состав должен быть у слова сферический, но это не так. В прилагательном сферический легко выделить окончание -ий. Оно образовано от существительного сфера с помощью суффикса -ическ-. Корень в этом слове -сфер-. Итак, слово сферический состоит из корня -сфер-, суффикса -ическ- и окончания -ий.

Задание: одинаковы ли суффиксы в словах пение и значение?

Образец рассуждения: на первый взгляд, оба слова имеют одинаковый состав. Однако это не так. Существительное пение образовано от глагола пе-ть с помощью суффикса -ни(й)-. Такой путь словообразования очень распространен в русском языке (ср.: зна-ть — зна-ни(й)-е, дерза-ть — дерза-ни(й)-е). Существительное же значение образовано от глагола знач-и-ть с помощью суффикса -ени- при усечении глагольного суффикса -и- (знач-ени-е). Следовательно, в этих словах суффиксы разные.

Такой же анализ необходим, чтобы не спутать суффиксы и окончания.

Задание: определите состав слов мышиный и собачий.

Образец рассуждения: перед нами два прилагательных. На первый взгляд, они имеют схожий состав. Однако это не так. Прилагательное мышиный образовано от существительного мышь с помощью суффикса -ин-. В этом слове окончание -ый. Прилагательное же собачий образовано от слова собака с помощью суффикса -ий (особого суффикса притяжательных прилагательных). Это слово имеет нулевое окончание (ср.: собачий- , собач-[й’]-его, собач-[й’]-ему). 

2.2. Чтобы правильно определять состав того или другого слова, кроме знаний из области словообразования, необходимо иметь знания по морфологии. Прежде всего необходимо определить, какой частью речи является слово, и выяснить, будет ли оно изменяемым (склоняемым, спрягаемым), или нет. Уже на этом этапе ошибка может привести к неправильному результату разбора. 

Задание: определите состав слова ясно в предложении Дело было ясно всем.

Образец рассуждения: определяем часть речи — перед нами не наречие, а краткое прилагательное (дело ясно, вопрос ясен, цель ясна). Следовательно, в этом слове нет наречного суффикса -о, зато есть окончание среднего рода единственного числа -о. Итак, краткое прилагательное ясно состоит из корня -ясн- и окончания -о.

Задание: определите состав слова по-старому.

Образец рассуждения: определяем часть речи — это наречие. Следовательно, во-первых, у этого слова нет окончания (наречия — неизменяемые слова), а во-вторых, по- здесь является приставкой, а не предлогом. Таким образом, наречие по-старому состоит из приставки по-, корня -стар- и суффикса -ому.

Задание: определите состав слова испугавшийся.

Образец рассуждения: определяем часть речи — причастие. Перед нами действительное причастие прошедшего времени. Причастия — склоняемые слова, они имеют окончания (в данном случае окончание -ий). Легко также определить особый суффикс -ся, стоящий после окончаний глаголов и причастий. В слове испугавшийся налицо специальный суффикс действительных причастий прошедшего времени -вш-. Перед ним стоит глагольный суффикс -а- (от глагола испуг-а-ться). В слове легко выделить корень и приставку (-пуг- и ис-). Итак, действительное причастие прошедшего времени испугавшийся состоит из приставки ис-, корня -пуг-, глагольного суффикса -а-, суффикса действительных причастий прошедшего времени -вш-, окончания -ий и особого суффикса -ся. 

Источник заданий

3. Домашнее задание 

3.1. Изучите требования к итоговому сочинению ЗДЕСЬ. Помним: аргумент 1 - на примере литературы, аргумент 2 - на примере из литературы ИЛИ на примере из жизни (общественно значимый факт!) 

3.2. Напишите черновой вариант сочинения на одну из тем: 

1) Чем можно и нужно гордиться?
2) Каковы духовные ценности современного поколения?
3) Какую роль в становлении личности может играть семья?
4) Что может стать основой взаимопонимания между людьми разных поколений? 
5) В чём, по-вашему, должна проявляться родительская любовь? 
6) Что значит быть взрослым?

вторник, 5 декабря 2023 г.

9_Русский язык. Повторение темы «Сложносочинённое предложение». Практикум

 06.11.2023

Уважаемые девятиклассники! Сегодня мы занимаемся в дистанционном формате! Работаем в рабочих тетрадях. Классную работу оформляем, как обычно. Задание НЕ пересылайте, проверю в тетрадях.

Тема: Повторение темы «Сложносочинённое предложение». Практикум

Цель: повторение и обобщение материала по теме; подготовка к ОГЭ

1. Теоретический блок 

1.1. Известно, что сложносочинённое предложение (ССП) - это такое сложное предложение (СП), в котором все простые части равноправны и соединены сочинительными союзами. Например: 

Наступил декабрь, и сразу ударили морозы. 

1.2. Рассмотрите таблицу и вспомните, какие союзы работают в ССП. Смогли ли вы распознать среди этих союзов двойные? Помним, что через союз выражаются смысловые отношения между простыми частями! 


1.3. ВАЖНО! В ССП между простыми частями ставится ЗАПЯТАЯ! Например: 

Выпал снег, и город превратился в снежную сказку. 

НО! Запятая НЕ СТАВИТСЯ, если в ССП есть общий второстепенный член! Например: 

За окном цветёт сирень и поют соловьи. 

2. Практический блок 

Практическая работа в формате ОГЭ (помним, что часть 1 задание 1 - это сжатое изложение!)

Часть 2. Ответами к заданиям 2–12 являются слово (несколько слов) или последовательность цифр. 

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3.

(1)Удивительна сказочная красота зимнего леса, наполненного тайнами и тишиной.  (2)Январское солнце глядит на густую крону хвойных деревьев, и его золотистые лучи мягко рассеивают синие тени. (3) В дупле высокого кедра, спасаясь от холода, притаилась рыжая белка.

(4)В дупле тесно, зато можно не бояться ни метели, ни морозов. (5)Ещё летом белка запасла не только орехи, но и грибы, и зима теперь не так страшна маленькому зверьку. 6) Зимой в лесу стоит тишина и лежит глубокий снег. 7) По-моему, здесь невероятно красиво!

2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов. 

1) сказочная красота (предложение 1)
2) рассеивают тени (предложение 2)
3)  в дупле тесно (предложение 4)
4) можно не бояться (предложение 4)
5) зима не страшна (предложение 5) 

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений текста. Запишите номера ответов. 

1) Предложение 1 осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом
2) Предложение 2 является бессоюзным.
3) Предложение 3 осложнено обособленным определением, выраженным деепричастным оборотом
4) В предложении 4 обе простые части являются безличными предложениями
5) Предложение 6 является простым. 

4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Обстоятельство, выраженное деепричастным оборотом, обособляется.

1) Зимой в тайге стоит тишина и лежит глубокий снег.

Б) В сложносочинённом предложении между простыми предложениями ставится запятая.

2) По-моему, здесь невероятно красиво!

В) Если в сложносочинённом предложении есть общий второстепенный член, то запятая между простыми предложениями не ставится.

3) Удивительна сказочная красота зимнего леса, наполненного тайнами и тишиной.

 

4) Январское солнце глядит на густую крону хвойных деревьев, и его золотистые лучи мягко рассеивают синие тени.

 

5) В дупле высокого кедра, спасаясь от холода, притаилась рыжая белка.

5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые. Пунктуационный анализ. Расставьте знаки препинания в предложении: укажите цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Выпал снег (1) и я (2) надев лыжи (3) отправился в лес (4) окутанный тишиной (5) и вскоре (6) увидел белку (7) скакавшую (8) наверное (9) в поисках вкусных кедровых орешков. 

6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера ответов. 

1) СДЕЛАТЬ (кораблик) - в приставке перед звонким согласным пишется С. 
2) БАРАБАННАЯ (дробь) - в прилагательном, образованном от существительного с основой на -Н- с помощью суффикса -Н-, пишется -НН- на стыке морфем. 
3) БОРЮТСЯ (с болезнью) - в окончании глаголов II спряжения в 3 лице множественного числа пишется -УТ (-ЮТ) 
4) ШЁПОТОМ – в корне слова после шипящего под ударением пишется буква Ё, если в однокоренных словах она чередуется с буквой Е.
5) УСЛЫШИШЬ – на конце глагола в инфинитиве после шипящего пишется буква Ь. 

7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква Е. 

На последнюю зиму он пр..(1)ехать н..(2)  мог, — и вот мы вид..(3)м его в ма..(4) месяце 1859 года, уже совсем с..(5)дого, пухл..(6)нького и н..(7)много сгорбл..(8)нного: он ждет сына, получивш..(9)го, как некогда он сам, звание кандидата.

8. Раскройте скобки и запишите слово «помидор» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. 

На огороде мы собрали ящик огурцов и ведро (помидор)       

3. Домашнее задание 

Повторить правила, вызвавшие затруднения.

понедельник, 4 декабря 2023 г.

9_Русский язык. Практикум в формате ОГЭ

Материалы к уроку. Подготовка к ОГЭ 

Практикум в формате ОГЭ

Часть 2.

Прочитайте текст и выполните задания 2, 3. 

(1)К концу XII века на Руси насчитывалось более трёхсот больших и малых городов. (2)Укреплённые поселения возникали на пересечении торговых путей, на реках, на границах со степью и владениями отдельных князей. (3)Конечно, не все поселения, окружённые рвом и валом с деревянными стенами, были городами в полном смысле этого слова. (4)Так называли и большие города, центры княжеств, и совсем крошечные феодальные замки, внутри которых располагалась только усадьба князя или боярина. (5)В список городов иногда включались и очень крупные поселения, которые не имели укреплений. (6) На русском севере много уникальных городов, и самым известным из них является Белоозеро. 

2. Укажите варианты ответов, в которых верно определена грамматическая основа в одном из предложений или в одной из частей сложного предложения текста. Запишите номера ответов.

1) поселения возникали (предложение 2)
2) называли города (предложение 4)
3) все были городами (предложение 3)
4) располагалась усадьба (предложение 4)
5) поселения не имели укреплений (предложение 5)

Ответ: _______________________ 

3. Укажите варианты ответов, в которых даны верные характеристики предложений.  Запишите номера ответов. 

1) Предложение 2 осложнено однородными членами. 
2) Предложение 3 содержит обособленное определение, выраженное деепричастным оборотом. 
3) В предложении 4 одна из частей  является односоставным предложением неопределённо-личным. 
4) В предложении 6 имеется простое глагольное сказуемое.

Ответ: __________

4. Установите соответствие между пунктуационными правилами и предложениями, которые могут служить примерами для приведённых пунктуационных правил. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. 

ПУНКТУАЦИОННЫЕ ПРАВИЛА

ПРЕДЛОЖЕНИЯ

А) Если вводное слово стоит в начале предложения, то оно выделяется запятой.

1) Так называли и большие города, центры княжеств, и совсем крошечные феодальные замки, внутри которых располагалась только усадьба князя или боярина.

Б) Если однородные члены соединены повторяющимся союзом, то перед ним ставится запятая.

2) Укреплённые поселения возникали на пересечении торговых путей, на реках, на границах со степью и владениями отдельных князей.

В) В сложносочинённом предложении между простыми предложениями ставится  запятая.

3) Конечно, не все поселения, окружённые рвом и валом с деревянными стенами, были городами в полном смысле этого слова.

 

4) На русском севере много уникальных городов, и самым известным из них является Белоозеро.

 

5) К концу XII века на Руси насчитывалось более трёхсот больших и малых городов.


Ответ:                              

А

Б

В







5. Расставьте знаки препинания. Укажите все цифры, на месте которых должны стоять запятые. 

Уникальные леса из граба (1) раскинувшиеся в бескрайней (2) донецкой степи (3) считаются одной из достопримечательностей нашего края. В них растут также дубы (4) и обитают фазаны (5) и дикие кабаны. Весной деревья распускаются (5) даря всему живому красоту (6) тень (7) и прохладу. 

Ответ: _________________

6. Укажите варианты ответов, в которых дано верное объяснение написания выделенного слова. Запишите номера этих ответов. 

1) ПРИГЛАСИТЬ - написание приставки определяется её значением – приближение. 
2) НЕЛЕПЫЙ – приставка пишется слитно, так как слово можно заменить синонимом. 
3) ЖУРАВЛИНЫЙ – в имени прилагательном, образованном с помощью суффикса -ИН-, пишется одна буква Н. 
4) РАСТУТ - написание безударной чередующейся гласной в корне проверяется ударением. 
5) ПО-РУССКИ - наречие пишется через дефис, потому что оно образовано от основы имени прилагательного при помощи приставки ПО- и суффикса -И
Ответ: ________________

7. Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Укажите все цифры, на месте которых пишется буква И. 

На  з..(1)мле  н..(2)кто  н..(3)когда  н..(4)  мог  р..(5)шиться  прот..(6)востоять этому  сильному ч..(7)ловеку, который  соб..(8)рался  с..(9)грать свою последнюю роль. 
Ответ: ________

8. Раскройте скобки и запишите слово «директор» в соответствующей форме, соблюдая нормы современного русского литературного языка. 

Все последние (директор) нашей школы были её выпускниками. 

9. Запишите словосочетание «шерстяное платье», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Запишите получившееся словосочетание, соблюдая нормы русского литературного языка.

Ответ: ___________

воскресенье, 3 декабря 2023 г.

Игра "Узнай поэта по стихотворению"

Для любителей поэзии! Прослушайте аудиозапись стихотворения, определите автора, перенесите карточку с именем поэта в пустую лакуну, обозначенную стрелкой. Успешной игры! Проверьте себя ЗДЕСЬ.

суббота, 2 декабря 2023 г.

10_Литература. Н. А. Некрасов "Тройка". Лексический комментарий

 Материалы к уроку 

Тема стихотворения - трудная судьба русской женщины-крестьянки к условиях крепостнической России. Поэт Н. П. Огарев писал о стихотворении: «Тройка» Некрасова — чудесная вещь. Я ее читал раз десять». 

Произведение вскоре стало народной песней и вошло в народные песенники. В романе Чернышевского «Что делать?» «Тройку» поет Вера Павловна (гл. 1). 

Н. А. НЕКРАСОВ. ТРОЙКА

Что ты жадно глядишь на дорогу
В стороне от весёлых подруг?
Знать, забило сердечко тревогу -
Всё лицо твоё вспыхнуло вдруг. 

И зачем ты бежишь торопливо
За промчавшейся тройкой вослед?..
На тебя, подбоченясь красиво,
Загляделся проезжий корнет

На тебя заглядеться не диво,
Полюбить тебя всякий не прочь:
Вьётся алая лента игриво
В волосах твоих, чёрных как ночь;

Сквозь румянец щеки твоей смуглой
Пробивается лёгкий пушок,
Из-под брови твоей полукруглой
Смотрит бойко лукавый глазок.

Взгляд один чернобровой дикарки,
Полный чар, зажигающих кровь,
Старика разорит на подарки,
В сердце юноши кинет любовь.

Поживёшь и попразднуешь вволю,
Будет жизнь и полна и легка...
Да не то тебе пало на долю:
За неряху пойдёшь мужика.

Завязавши под мышки передник,
Перетянешь уродливо грудь,
Будет бить тебя муж-привередник
И свекровь в три погибели гнуть.

От работы и чёрной и трудной
Отцветёшь, не успевши расцвесть,
Погрузишься ты в сон непробудный,
Будешь няньчить, работать и есть.

И в лице твоём, полном движенья,
Полном жизни - появится вдруг
Выраженье тупого терпенья
И бессмысленный, вечный испуг.

И схоронят в сырую могилу,
Как пройдёшь ты тяжёлый свой путь,
Бесполезно угасшую силу
И ничем не согретую грудь.

Не гляди же с тоской на дорогу
И за тройкой вослед не спеши,
И тоскливую в сердце тревогу
Поскорей навсегда заглуши!

Не нагнать тебе бешеной тройки:
Кони крепки и сыты и бойки,-
И ямщик под хмельком, и к другой
Мчится вихрем корнет молодой... 
1846 

Лексический комментарий к стихотворению

Тройка - старинная русская запряжка лошадей. Была придумана для быстрой езды на длинные расстояния. В царские времена на тройках ездили важные господа, почтальоны, пожарные и все, кому нужна была высокая скорость на длительный период времени. Часто тройки запрягались в дни свадеб и других праздничных торжеств.  Коренник — центральная лошадь — должен идти быстрой чёткой рысью, а пристяжные — лошади сбоку — должны скакать галопом. При этом развивается очень высокая скорость 45 — 50 км/ч. Механизм тройки заключается в том, что идущего широкой, размашистой рысью коренника как бы «несут» на себе скачущие галопом пристяжные, пристёгнутые к кореннику постромками. Благодаря этому все три лошади медленнее устают, но поддерживают высокую скорость.

Корнет гусарского полка
ПодбочЕнясь / подбочениться - выпрямиться, подперев бока руками. 

Корнетчин младшего офицера к кавалерии. 

Лукавый (глазок) - весёлый, игривый взгляд. 

Дикарка - (в данном контексте) девушка из крестьянской среды, не имеющая дворянского образования и воспитания.

Чарыпленительная власть, обаяние, очарование, притягательная сила, которой трудно сопротивляться. 

Передник - предмет одежды, предназначенный для предохранения передней её части от загрязнения; фартук.

Привередник - человек, который очень требователен и придирчив в своих предпочтениях и вкусах; привередливый - капризный, придирчивый, требовательный. 

В три погибели гнуть - (фразеологизм) сильно притеснять, угнетать. 

ЯмщИк - человек, кучер, который управляет лошадьми. Слово “ямщИк” происходит от слова “ям”, так в России в XIII–XVIII веках называли почтовые станции, на которых меняли лошадей. Ямщиками называли людей, которые выполняли ямскую повинность, то есть перевозили почту.

пятница, 1 декабря 2023 г.

Роман А. Толстого "Пётр Первый" и исторические полотна В. И. Сурикова.

Материалы к уроку

На уроках литературы, изучая произведения русской классики, мы часто обращаемся к живописи, чтобы погрузиться в атмосферу исторической эпохи, ощутить её колорит, проникнуться проблемами и образами того или иного исторического времени. 

Большой интерес к истории России вызывает роман А. Толстого "Петр Первый"Действие охватывает период с 1682 (смерть царя Федора Алексеевича) по 1704 год (взятие русскими войсками Нарвы). Сюжетная линия следует за реальными историческими событиями рубежа XVII и XVIII веков — от смерти царя Фёдора Алексеевича до взятия русскими войсками Нарвы. На широком историческом материале показан переломный период в истории России, создание исключительной личностью и сподвижниками нового государства — Российской империи

Вспомним содержание романа и исторические события, которые в нём отражены. 

КНИГА ПЕРВАЯ

Содержание

Главы

1.

Московская Русь. Юность Петра. Вековая отсталость Руси. Широта охвата действительности.

Гл.1.2

2.

Изображение борьбы между Софьей и Петром. Крымские походы окончились бесславно. Народ доведен до нищеты.

Гл. 1, ч.15, гл. 2, ч.6

3.

Преображенский потешный батальон. Петр 1 постигает военную науку.

Гл. 2, ч. 3, гл. 3, ч. 5,

4.

Софья замышляет убийство Петра.

Гл. 4, ч.12,13

5.

Петр бежит в Троицкую лавру. Подавление Петром заговора.

Гл. 4, ч. 23

6.

Первые реформы Петра после победы над Софьей.

Гл.4, ч. 15, 18, 23.

7.

Первый Азовский поход. Неудача. Взятие Азова

Гл. 7, ч. 1

8.

Петр за границей учится кораблестроению.

Гл. 7

9.

Заговор Софьи. Стрелецкий бунт.

Гл. 7, ч. 12

10

Возвращение Петра в Москву. Казнь стрельцов

Гл. 7, ч. 17, гл. 7, ч. 21

КНИГА ВТОРАЯ

Содержание

Главы

1.

Преобразовательная деятельность Петра

Гл. 1, ч.2

2.

Борьба Петра с боярами за новые формы быта

Гл. 1, ч. 3, гл. 2, ч. 3

3.

Самосожжение раскольников

Гл.1, ч. 9

4.

Вступление России в союз с Польшей и Литвой против шведов.

Гл. 3, ч.2

5.

1700 год. Поход на Нарву.

Гл. 3, ч.3,4

6.

Тайная кладовая в Кремле

Гл. 4, ч. 2

7.

Шереметьев разбивает шведского генерала

Гл. 5, ч. 3

8.

Взятие крепости Мариенбург

Гл. 5, ч. 4

9.

Архангельский флот. Взятие крепости Нотебург (Орешек)

Гл.5, ч. 4

КНИГА ТРЕТЬЯ

Содержание

Главы

1.

Появление театра

Гл.1, ч.3

2.

Заговор против Петра

Гл.1, ч.4,5

3.

Строительство Петербурга

Гл.2

4.

Петр под Нарвой. Русские захватили шведского короля. Героизм русских солдат.

Гл. 3,4, гл. 6, ч. 7

В 2023 году исполняется 175 лет со дня рождения гениального русского художника Василия Ивановича СуриковаСуриков известен как мастер живописных полотен на исторические темы. 

Ярче представить события и глубже понять проблематику романа А. Толстого "Петр Первый" можно, обратившись к картинам В. И. Сурикова "Боярыня Морозова", "Утро стрелецкой казни". 

Рассмотрите интерактивный плакат (листайте страницы!). Познакомьтесь с творчеством В. И. Сурикова, с особенностями его картин, вошедших в сокровищницу русской национальной культуры. Определите главы/эпизоды романа, при изучении которых можно использовать картины В. Сурикова.